Направления, фирмы, методы внешнеэкономической деятельности зависят от вида предпринимательства фирмы – производственного, коммерческого, финансового или сочетания видов предпринимательства.
Внешнеэкономическая деятельность следующие основные направления:
читать дальше
- выход на внешние рынки;
- экспортно-импортные поставки товаров, услуг и капитала;
- валютно-финансовые и кредитные операции;
- создание и участие в деятельности совместных предприятий;
- международный маркетинг;
- мониторинг национальной экономической политики и экономики микрохозяйственных связей.
Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений.
Среди способов достижения стратегических целей внешнеэкономической деятельности фирмы могут быть следующие:
- поставки товаров, услуг на рынок страны с развертыванием торгово-сбытовой сети фирмы в стране;
- прямые капитальные вложения в экономику страны для строительства новых предприятий и последующего выпуска товаров;
- приобретение уже существующих предприятий, которые испытывают финансовые затруднения с целью развертывания выпуска товаров.
Для оценки вариантов внешнеэкономической деятельности на конкретном зарубежном рынке принимают во внимание следующие критерии:
- политическая и экономическая стабильность;
- издержки производства;
- транспортная инфраструктура;
- государственные льготы и стимулы;
- наличие квалифицированной и в то же время относительно дешевой рабочей силы;
- емкость рынка данной страны;
- наличие торговых ограничений;
- наличие требуемых поставщиков сырья, материалов и т.д.
Процесс выработки стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы можно представить в следующем виде:
Этап 1. Анализ всех сторон внешнеэкономической деятельности фирмы:
- анализ положения фирмы на рынке с теми товарами и услугами, которые выпускает фирма на данный момент;
- анализ деятельности фирмы с позиций потребителя товаров и услуг фирмы;
- анализ деятельности фирмы с позиции рынка.
Этап 2. Анализ рынка будущего (анализ спроса и предложения). Важно определить, каким рынок будет в ближайшем будущем, в каком направлении этот рынок развивается и что ждут потребители от фирмы в будущем. При этом необходимо:
- сопоставить положение фирмы с емкостью рынка;
- проанализировать колебания конъюнктуры рынка.
Этап 3. Анализ возможностей фирмы:
- анализ увеличения объема внешнеэкономической деятельности;
- анализ переброски фирмы на другие рынки;
- анализ деятельности в новой сфере и прекращение деятельности в строй сфере.
Этап 4. Анализ бюджетно-налоговой политики:
- бюджетно-финансовая политика внутри страны и ее влияние на фирму;
- бюджетно-налоговая политика за рубежом и ее влияние на фирму.
Этап 5. Влияние тенденций в мировой экономике:
- анализ мирового рынка ссудного капитала;
- анализ внешнеторговой политик различных стран.
Этап 6. Разработка долгосрочной стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы:
- формулировка глобальной долгосрочной цели внешнеэкономической деятельности фирмы;
- декомпозиция глобальной цели на подцели;
- формулировка вариантов достижения целей внешнеэкономической деятельности;
- сравнение вариантов достижения целей внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, выработка стратеги внешнеэкономической деятельности фирмы – это процесс:
1. Сканирования мирового рынка;
2. Определения глобальных и локальных целей внешнеэкономической деятельности;
3. Выбор предпочтительных сегментов (ниш), где эта деятельность в большей мере позволит достичь выбранных целей;
4. Приведение экспортного потенциала фирмы в соответствие с этими целями;
5. Выбор предпочтительных партнеров по экспортно-импортным операциям с целью предотвращения неэффективных международных рыночных трансакций.