7. Детерминанты условий конкурентного преимущества фирм для развитого рынка: стратегия фирм, их структура и соперничество
Все свои предложения по созданию системы конкурентных преимуществ Майкл Портер строит через так называемое правило «национального ромба», где он выделяет 4 крупные детерминанты конкурентных преимуществ:
- условия для факторов;
- состояние спроса;
- родственные и поддерживающие отрасли (сопутствующие отрасли);
- устойчивая стратегия, структура рынка и соперничество.
читать дальше
4. Устойчивая стратегия, структура рынка и соперничество
Соперничество является одним из основных факторов активности инновационного процесса. Развитая конкуренция является серьезным стимулом для внедрения инноваций. Она формирует особую среду предприимчивости в организациях и предопределяет наиболее эффективное развитие. Как показывает практика, наиболее успешно действующие фирмы на мировом рынке имеют необычайно развитую конкуренцию на национальном рынке сбыта.
Структура рынка характеризуется концентрацией потребителей и производителей, разнородностью потребностей и существующими барьерами вступления в отрасль и ухода из нее.
На основе анализа существующего уровня конкуренции, структуры рынка и стратегий развития конкурентов фирма формирует собственную стратегию развития.
8. Детерминанты условий конкурентного преимущества для развитого рынка: условия факторов
1. Условия для факторов.
В соответствии с основами классической экономической теории выделяют следующие основные факторы производства: земля (природные ресурсы), труд, капитал (средства производства) и инфраструктура. В соответствии с теорией абсолютных преимуществ каждая страна (предприятие) должна специализироваться на производстве товаров, средние издержки которых меньше, чем средние издержки в других странах. Абсолютное преимущество (по А. Смиту) по тому или иному товару определяется наделенностью соответствующими ему ресурсами. Принцип сравнительных преимуществ (по Д. Рикардо) состоит в том, что страна (предприятие) должна специализироваться на выпуске товаров, производство которых относительно более выгодно в сопоставлении с производством таких же товаров в других странах. Модель разделения труда, основанная на принципе сравнительных преимуществ, в классике считается более прогрессивной, то есть обеспечивает более эффективное размещение трудовых ресурсов и рост мирового производства соответствующих товаров. Однако следует иметь в виду, что рассматриваемая модель разделения труда основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия крайне небольшого количества стран и товаров (Д. Рикардо рассматривал две страны и два товара); свободной торговли; совершенной мобильности рабочей силы внутри каждой страны (в то же время при отсутствии перелива ее между странами); постоянных средних издержек производства; полной взаимозаменяемости ресурсов; игнорирования различий между уровнем оплаты труда в разных странах и, что не менее важно, отсутствие транспортных затрат и технических изменений.
На практике эти допущения существенно искажают разделение труда. И то, что, казалось бы, является недостатком той или иной страны (региона, предприятия), на практике иногда становится ее преимуществом. Так строгая территориальная и ресурсная ограниченность Японии в конечном счете воплотилась в высочайшую производительность труда, повсеместную автоматизации, ресурсосбережение и в выпуск продукции по системе «точно в срок». В итоге Япония не только решила вопросы недостаточных собственных ресурсов, но и получила конкурентные преимущества перед подавляющим большинством стран мира.
В сложных отраслях, составляющих основу любой рыночной экономики, страна не наследует, а создает наиболее существенные факторы производства – такие как квалифицированная рабочая сила и научно-техническая база производства. Как отмечает М. Портер, набор факторов, которыми обладает государство в некоторый определенный момент времени, оказывается менее значимым, чем скорость и эффективность их создания и обновления, а также применения в конкретных отраслях.
Причем для поддержания конкурентных преимуществ фактор должен быть высокоспециализированным по отношению к конкретным нуждам данной отрасли (например, наличие крупных научно-исследовательских лабораторий на предприятии или даже научно-исследовательского института по стратегически важным направлениям технического развития отрасли). Такие факторы другим конкурентам сложнее продублировать, причем как физически, так и психологически.
9. Детерминанты условий конкурентного преимущества для развитого рынка: родственные и поддерживающие отрасли, параметры спроса
2. Состояние спроса.
Конкурентное преимущество формируется вследствие наличия опытных и требовательных местных потребителей или потребителей с необычайно интенсивными потребностями в специализированных моделях продукции, спрос на которые существует и в других регионах. Опытные и требовательные покупатели заставляют производителей искать способы удовлетворения их повышенных стандартов, создания простора для непрерывно возрастающих запросов этих потребителей. В конечном итоге они заставляют организации заниматься инновациями и переходить на наиболее развитые сегменты. Внутренние потребители представляют особую ценность, если их потребности предвосхищают или формируют потребности других наций. В этом случае они выполняют, как бы, функцию индикатора раннего предупреждения тенденций всего рынка. Местный спрос создает преимущества, выявляя те сегменты отрасли, которые игнорируются в других местах.
М. Портер отмечает, что «с точки зрения конкуренции производительности, характер местного спроса оказывается значительно важнее, чем его величина». Состояние спроса отражает внутренние потребности, уровни сложности, покупательскую способность и даже требования к конкретной продукции. Местные потребители более понятны и предсказуемы, с ними легче общаться и устанавливать рабочий контакт.
Большое значение имеет государственная экономическая политика. В частности, более жесткие стандарты к продукции стимулируют инновации, а иногда и производительность, если, конечно, гибкость этих стандартов позволяет внедрять новые методы.
3. Родственные и поддерживающие отрасли
Наличие надежных локальных поставщиков снижает зачастую весьма значительные расходы, связанные с совершением сделки, а также сокращает транспортные издержки и издержки взаимодействия с удаленными поставщиками, облегчает ремонт и решение всевозможных проблем. У организаций появляется широкий спектр возможностей вертикальной интеграции.
Наличие надежных организаций сопутствующих отраслей обеспечивает еще больший выигрыш в эффективности, позволяя воспользоваться услугами таких партнеров в проведении научных исследований и разработок, повышении уровня квалификации персонала, сбыте и маркетинге. Хорошее взаимодействие с сопутствующими фирмами способствует ускорению потоков информации, научному сотрудничеству и совместным усилиям по разработке новой продукции. Предприятиям значительно проще влиять на технические усилия своих поставщиков и выполнять функцию испытательных полигонов, ускоряя темп инноваций.
Все свои предложения по созданию системы конкурентных преимуществ Майкл Портер строит через так называемое правило «национального ромба», где он выделяет 4 крупные детерминанты конкурентных преимуществ:
- условия для факторов;
- состояние спроса;
- родственные и поддерживающие отрасли (сопутствующие отрасли);
- устойчивая стратегия, структура рынка и соперничество.
читать дальше
4. Устойчивая стратегия, структура рынка и соперничество
Соперничество является одним из основных факторов активности инновационного процесса. Развитая конкуренция является серьезным стимулом для внедрения инноваций. Она формирует особую среду предприимчивости в организациях и предопределяет наиболее эффективное развитие. Как показывает практика, наиболее успешно действующие фирмы на мировом рынке имеют необычайно развитую конкуренцию на национальном рынке сбыта.
Структура рынка характеризуется концентрацией потребителей и производителей, разнородностью потребностей и существующими барьерами вступления в отрасль и ухода из нее.
На основе анализа существующего уровня конкуренции, структуры рынка и стратегий развития конкурентов фирма формирует собственную стратегию развития.
8. Детерминанты условий конкурентного преимущества для развитого рынка: условия факторов
1. Условия для факторов.
В соответствии с основами классической экономической теории выделяют следующие основные факторы производства: земля (природные ресурсы), труд, капитал (средства производства) и инфраструктура. В соответствии с теорией абсолютных преимуществ каждая страна (предприятие) должна специализироваться на производстве товаров, средние издержки которых меньше, чем средние издержки в других странах. Абсолютное преимущество (по А. Смиту) по тому или иному товару определяется наделенностью соответствующими ему ресурсами. Принцип сравнительных преимуществ (по Д. Рикардо) состоит в том, что страна (предприятие) должна специализироваться на выпуске товаров, производство которых относительно более выгодно в сопоставлении с производством таких же товаров в других странах. Модель разделения труда, основанная на принципе сравнительных преимуществ, в классике считается более прогрессивной, то есть обеспечивает более эффективное размещение трудовых ресурсов и рост мирового производства соответствующих товаров. Однако следует иметь в виду, что рассматриваемая модель разделения труда основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия крайне небольшого количества стран и товаров (Д. Рикардо рассматривал две страны и два товара); свободной торговли; совершенной мобильности рабочей силы внутри каждой страны (в то же время при отсутствии перелива ее между странами); постоянных средних издержек производства; полной взаимозаменяемости ресурсов; игнорирования различий между уровнем оплаты труда в разных странах и, что не менее важно, отсутствие транспортных затрат и технических изменений.
На практике эти допущения существенно искажают разделение труда. И то, что, казалось бы, является недостатком той или иной страны (региона, предприятия), на практике иногда становится ее преимуществом. Так строгая территориальная и ресурсная ограниченность Японии в конечном счете воплотилась в высочайшую производительность труда, повсеместную автоматизации, ресурсосбережение и в выпуск продукции по системе «точно в срок». В итоге Япония не только решила вопросы недостаточных собственных ресурсов, но и получила конкурентные преимущества перед подавляющим большинством стран мира.
В сложных отраслях, составляющих основу любой рыночной экономики, страна не наследует, а создает наиболее существенные факторы производства – такие как квалифицированная рабочая сила и научно-техническая база производства. Как отмечает М. Портер, набор факторов, которыми обладает государство в некоторый определенный момент времени, оказывается менее значимым, чем скорость и эффективность их создания и обновления, а также применения в конкретных отраслях.
Причем для поддержания конкурентных преимуществ фактор должен быть высокоспециализированным по отношению к конкретным нуждам данной отрасли (например, наличие крупных научно-исследовательских лабораторий на предприятии или даже научно-исследовательского института по стратегически важным направлениям технического развития отрасли). Такие факторы другим конкурентам сложнее продублировать, причем как физически, так и психологически.
9. Детерминанты условий конкурентного преимущества для развитого рынка: родственные и поддерживающие отрасли, параметры спроса
2. Состояние спроса.
Конкурентное преимущество формируется вследствие наличия опытных и требовательных местных потребителей или потребителей с необычайно интенсивными потребностями в специализированных моделях продукции, спрос на которые существует и в других регионах. Опытные и требовательные покупатели заставляют производителей искать способы удовлетворения их повышенных стандартов, создания простора для непрерывно возрастающих запросов этих потребителей. В конечном итоге они заставляют организации заниматься инновациями и переходить на наиболее развитые сегменты. Внутренние потребители представляют особую ценность, если их потребности предвосхищают или формируют потребности других наций. В этом случае они выполняют, как бы, функцию индикатора раннего предупреждения тенденций всего рынка. Местный спрос создает преимущества, выявляя те сегменты отрасли, которые игнорируются в других местах.
М. Портер отмечает, что «с точки зрения конкуренции производительности, характер местного спроса оказывается значительно важнее, чем его величина». Состояние спроса отражает внутренние потребности, уровни сложности, покупательскую способность и даже требования к конкретной продукции. Местные потребители более понятны и предсказуемы, с ними легче общаться и устанавливать рабочий контакт.
Большое значение имеет государственная экономическая политика. В частности, более жесткие стандарты к продукции стимулируют инновации, а иногда и производительность, если, конечно, гибкость этих стандартов позволяет внедрять новые методы.
3. Родственные и поддерживающие отрасли
Наличие надежных локальных поставщиков снижает зачастую весьма значительные расходы, связанные с совершением сделки, а также сокращает транспортные издержки и издержки взаимодействия с удаленными поставщиками, облегчает ремонт и решение всевозможных проблем. У организаций появляется широкий спектр возможностей вертикальной интеграции.
Наличие надежных организаций сопутствующих отраслей обеспечивает еще больший выигрыш в эффективности, позволяя воспользоваться услугами таких партнеров в проведении научных исследований и разработок, повышении уровня квалификации персонала, сбыте и маркетинге. Хорошее взаимодействие с сопутствующими фирмами способствует ускорению потоков информации, научному сотрудничеству и совместным усилиям по разработке новой продукции. Предприятиям значительно проще влиять на технические усилия своих поставщиков и выполнять функцию испытательных полигонов, ускоряя темп инноваций.